Поиск
Close this search box.

Страничка Вторых Елены Николаевны

Приветствую Вас, дорогой гость!

      На своей страничке я хочу не только поделиться с Вами методическими наработками, полезной информацией, советами и рекомендациями, но и создать пространство для общения и обмена опытом. Надеюсь, что материалы, размещенные на страницах сайта, будут Вам интересны.

Буду благодарна за Ваши отзывы!

Моё портфолио

Образование:

1.Сибирский государственный технологический университет г. Красноярск, 2008 г.

Квалификация- Инженер по специальности: «Технология переработки пластических масс и эластомеров».

2.Енисейский педагогический колледж г. Енисейск, 2012г.

Квалификация — учитель истории по специальности: «История».

Общий стаж — 10 лет

Педагогический стаж — 9 лет

Стаж работы в МБОУ «Троицкая средняя школа» — 10 лет

Публикации:

В 2017 г. мною была написана статья о патриотизме в «Педагогический вестник».

Курсы повышения квалификации:

1.В 2015 году прошла профессиональную переподготовку в автономной коммерческой организации дополнительного образования «Сибирский институт непрерывного дополнительного образования по программе «Олигофренопедагогика для педагогических работников образовательных организаций», г. Омск, 520 часов.

2.В 2016 году прошла обучение на курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» в объёме 108 часов по программе «Преподавание дисциплин образовательной области «Обществознание» (специализация: история и обществознание):

Дисциплины: «Как преподавать историю в современной школе: теория и методика», 72 часа; «Реализация требований ФГОС общего образования в курсах истории (5-9 и 10-11 классы) в процессе школьного образования,36 часов.

3. С 28.03 2016 г. по 17.02.2017 г. прошла обучение на курсах в «Красноярском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовке работников образования» по программе «Коллективные учебные занятия в контексте ФГОС общего образования» в объеме 108 часов.

Мои достижения

Мои учащиеся являются участниками и призерами школьных и районных олимпиад.

Год Класс Предмет Уровень Результат
2015 5 история школьный 1 победитель и 1 призер
2015 9 обществознание школьный 1 победитель и 3 призера
2015 8, 9 обществознание районный 2 призера
2016 5, 6, история школьный 1 победитель и 3 призера
2016 7,9,11 обществознание школьный 1 победитель и 2 призера
2017 6 история школьный 1 победитель
2017 7, 8 обществознание школьный 2 победителя
2018 6,7 обществознание школьный 1 победитель и 2 призера
2018 8 обществознание школьный 1 призер
2018 10, 11 обществознание школьный 1 победитель и 1 призер
2018 5,6 история школьный 2 победителя и 1 призер
2018 11 история школьный 1 победитель

Участвуют в научно –практических конференциях, в муниципальных и краевых Курчатовских чтениях.

В 2015 году мой ученик 9 класса Ковалёв Геннадий принимал участие в муниципальном этапе Малых Курчатовских чтений с темой «Международный терроризм и безопасность», где получил диплом I степени. В 2016 г. Ковалёв Геннадий был участником краевых Курчатовских чтений в городе Железногорске.

В феврале 2017 года ученик 6 класса Тарасенко Кирилл принял участие в муниципальном этапе краевой научно — практической конференции «Первые шаги в науку» в исторической предметной области и занял III место.

В 2018 году ученица 8 класса Акмайкина Алина принимала участие в муниципальном этапе дистанционного тура краевого молодежного форума «Научно- технический потенциал Сибири».

Участвуют во всероссийских проверочных работах.

Результаты ВПР за 2017-2018 учебный год:

Класс предмет Успеваемость Качество
5 история 100% 75%
6 история 100% 55, 5
6 обществознание 100% 62,5
11 история 100% 100%

Сдают экзамены.

Результаты экзамена ОГЭ 2017 г:

Класс Предмет Успеваемость Качество
9 класс обществознание 100% 33, 3%

Результаты экзамена история ОГЭ 2017 г:

Результаты экзамена ОГЭ 2018 г:

Класс Предмет Успеваемость Качество
9 класс обществознание 100% 50%

Результаты экзамена ЕГЭ 2018 г.:

Класс Предмет Первичный балл Балл
11 класс обществознание 23 45
11 класс обществознание 29 51
Минимальная граница 42 балла

Мои достижения

Сертификат 2017 г.

участника районных педагогических чтений, посвященных изучению наследия Я.А. Коменского.

Сертификат 2018 г.

участника семинара по обществознанию: «Формирование универсальных учебных действий при подготовке к ЕГЭ -2019 по обществознанию».

Сертификат 2019 г.

участие в XI Всероссийской научно- методической конференции «СОВРЕМЕННАЯ ДИДАКТИКА И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВАНИЯ ПЕРЕМЕН В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕНИЯ».

Сертификат 2017 г.

участника районных педагогических чтений, посвященных изучению наследия Я.А. Коменского.

Сертификат 2018 г.

участника семинара по обществознанию: «Формирование универсальных учебных действий при подготовке к ЕГЭ -2019 по обществознанию».

Сертификат 2019 г.

участие в XI Всероссийской научно- методической конференции «СОВРЕМЕННАЯ ДИДАКТИКА И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВАНИЯ ПЕРЕМЕН В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕНИЯ».

Мой класс

Мы живем в небольшом селе Троица Пировского района, Красноярского края.

Учимся в замечательной МБОУ «Троицкая средняя школа», в нашем любимом уже 11 классе.

Каждый из нас очень индивидуален, а вместе мы единое целое. В нашем классе человека. У нас девочки и мальчика.

Мы все очень разные: задорные, артистичные, пляшущие, поющие, застенчивые, всегда готовы прийти на помощь, часто непослушные, но, красивые, умные, смелые, скромные, доброжелательные, улыбающиеся, любопытные, целеустремленные, чувствительные…

Ну, а самое главное, мы очень веселые и дружные. Кем мы станем в будущем — мы не все еще определились. Кто — то хочет быть юристом, а кто работать в медицине, и даже подумываем работать в МЧС. Но точно знаем, общаться друг с другом мы будем обязательно!

Мы участвуем в муниципальных Малых Курчатовских чтениях, которые проводятся у нас в районе, занимаем I, IIIII места и дальше едем, и участвуем в г. Железногорске (Ковалёв Гена, Шустов Серёжа, Трофимова Саша).

Кроме того, Трофимова Саша и Ковалев Гена получали премию главы района.

Трофимова Саша участвовала в конкурсе «Ученик года».

Гамирова Гуля, Трофимова Саша, Шустов Серёжа, Ковалёв Гена – это наш класс. Называется «Молодёжь XXI века».

Учащиеся моего класса принимают участие в школьных мероприятиях. Они часто выступают в роли ведущих, занимают должность Деда Мороза и Снегурочки на новогодних мероприятиях. Также участвуют в концертах, проводимых СДК. Ученики принимают участие в районных соревнованиях, являются патриотами своего государства.

Нормативно-правовые документы

Закон РФ «Об образовании» 

Конституция РФ

ФГОС ООО

Особенности уроков истории (обществознания) по ФГОС

Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем
у детей завтра.
Джон Дьюи.

Принятие новых образовательных стандартов и начало их внедрения в основную школу заставляет пересмотреть давно сложившиеся стереотипы педагогической деятельности и позволяет учителям по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Кроме того, актуальной является ориентация на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий), обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования. Речь идёт о разнообразии организационных форм и учёте индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов школьников.

Урок является основной формой организации учебного занятия

1. Особенности современного урока истории (обществознания) в условиях введения ФГОС

Урок истории (обществознания) в условиях введения ФГОС чаще всего организуется в виде индивидуальных и групповых форм работы. Постепенно преодолевается авторитарны стиль общения между учителем и учеником.

Выявляются следующие требования к современному уроку:

  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать  тему, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • времясбережение и здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока- дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.

В целом, требования к современному уроку истории выглядят так:

  1. Дидактические требования: четкое определение целей и задач; учет принципов и правил обучения; оптимизация с учетом социальных и личностных потребностей; опора на достигнутый уровень; установление межпредметных связей; сочетание видов, форм и методов обучения; сочетание коллективной и индивидуальной деятельности учащихся; тщательная диагностика, прогнозирование и планирование каждого урока.
  2. Воспитательные требования к уроку: постановка и реализация воспитательных целей на основании воспитательных возможностей учебного материала; формирование жизненно необходимых качеств: внимательности, честности, коллективизма, самостоятельности, усидчивости, ответственности и т.д.; воспитание на основе общечеловеческих ценностей; внимание к личности ученика.
  3. Развивающие требования к уроку: формирование и развитие положительных мотивов, интереса, творческой инициативы и активности учащихся; занятия на опережающем уровне, проектирования «зоны ближайшего развития», стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии эмоциональном, физическом, социальном; оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен в личностном развитии учащихся.

Уроки истории должны учить школьников не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению «самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений», находить причинно – следственные связи между историческими явлениями, определять существенное в историческом процессе от второстепенного. Необходимо «воспитать историзм – умение понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязях, для каждого отдельного исторического момента, осознать постоянную изменчивость мира и общества в их целостности, процесс возникновения, развития и исчезновения общественных явлений».

Одной из особенностей урока истории (обществознания) по ФГОС, является использование компьютерной техники и информационных технологий, что повышает эффективность процесса обучения благодаря его интерфиксации, индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. То, что невозможно сделать при помощи традиционных технологий на уроках, позволяет во многом реализовать Новые Информационные Технологии (НИТ). Одним словом, они позволяют оперировать большим объемом информации и работает с большим быстродействием, тем самым, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и конечно усилия мотивации учащихся к учебной деятельности. Безусловно, эта возможность может и должна реализовываться как одна из форм работы.

Одним из таких инструментов является программа MS Power Point. В данной программе учителем и учениками составляется презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории (обществознания), а также во внеклассной работе. Эта методика подразумевает использование мультимедийного проектора.

В настоящее время считается наиболее удобным использование на уроках истории и обществознания мультимедийных технологий в форме презентации.

В данном случае на уроке компьютер заменяет всю совокупность средств обучения, выполняя  несколько ролей:

  • наглядность на доске (тема урока, план, домашнее задание и т.п.);
  • наглядность (фотодокументы, карты, репродукции картин и т.п.);
  • таблицы и схемы (хронологические таблицы и т.п.);
  • учебник;
  • рабочая тетрадь или индивидуальная карточка для самостоятельной работы;
  • тесты;
  • игры;
  • проектная деятельность учащихся
  • и т.д.

Очень важно организовать урок так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал, видел плоды своего труда и мог их оценить. Особенность такого урока заключается в том, что с использованием ИКТ учащиеся не только получают информацию в «чистом виде» от учителя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности. Формирование ИТК – компетентности не просто требование времени, а необходимость для любого человека, живущего в условиях информационного общества.

2. Сравнение традиционного урока (ГОС 2004 г.)  истории (обществознания) и современного урока (ФГОС) истории (обществознания)

Основной формой обучения в школе сегодня еще остается традиционный урок.  Учителю требуется время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому. Как известно, самый распространенный тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а так же раскроем суть изменений, связанных с введением ФГОС.

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами  учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами  учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)
Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальные методы), учитель консультирует
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением  учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует)
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает
Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего  указания учителя на уроке традиционного типа, теперь становится деятелем. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения.

Как проходил традиционный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать  домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию истории (обществознания) продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

«Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

3. Деятельность учащихся на каждом этапе уроке по ФГОС

Проанализируем деятельность учащихся на каждом  этапе урока и выделим де универсальные учебные действия (УУД):

Требования к уроку

Урок современного типа

Универсальные учебные действия (УУД)

Объявление темы урока Формулируют сами  учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Познавательные общеучебные, коммуникативные
Сообщение целей и задач Формулируют сами  учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Регулятивные целеполагания, коммуникативные
Планирование Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Регулятивные планирования
Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальные методы), учитель консультирует Познавательные, регулятивные, коммуникативные
Осуществление контроля Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует) Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные
Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает Коммуникативные, регулятивные коррекции
Оценивание учащихся Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные
Итог урока Проводится рефлексия Регулятивные саморегуляции, коммуникативные
Домашнее задание Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей Познавательные регулятивные, коммуникативные

В таблице представлены универсальные учебные действия (УУД) в обобщенной форме. Но она помогает учителю при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации  деятельности учащихся.

4. Основные типы уроков

Типы уроков:

  1. Урок изучения нового- традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
  2. Урок закрепление знаний – практикум экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
  3. Урок комплексного применения знаний – практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
  4. Урок обобщения и систематизации знаний – это сминар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
  5. Урок контроля, оценки, коррекции знаний – контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. – имеет целью определить уровень знаниями, умениями и навыками.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в котором дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д. частично запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить  учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

  • возраста ребенка;
  • специфика преподавания истории (обществознания).

Заключение

Основная цель преподавания истории в школе – развитие личности ученика на основе знаний прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры.

Развитие же личности предполагает, прежде всего, формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое, настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников. Урок истории должен ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, честно показывать сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. Важная цель уроков истории – способствовать социализации вступающего в жизнь человека, то есть самоопределению его как личности, пониманию его как личности, пониманию им своего места в обществе, своих исторических корней.

Главное требование к современному уроку истории в нашей стране – воспитать гражданина России, активного, способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и человеческой цивилизации, патриота родной культуры. Подлинный патриотизм не мыслим без знакомства с историей разных народов, их культурой, понимания постоянного характера взаимодействия и взаимообогащения разных культур их тесной связи друг с другом. Ученик должен понимать, что его народ – часть мировой цивилизации.

Исходя из концепции исторического образования  в реформируемой школе на первое место ставится гуманизация истории.  И это еще одно требование к  уроку истории.

Преподавание  этого предмета в школе должно способствовать формированию ценностных ориентаций ученика, решению им морально-нравственных проблем, ориентации прежде всего на общечеловеческие ценности, воспитание гуманизма.

Предметом истории как науки является человек в бесконечной смене поколений, поэтому гуманизация истории означает ее очеловечивание. Познание исторических закономерностей, решение исторических проблем, понимание смысла истории должно идти не путем отвлеченных абстракций, а от человека и через человека. Гуманизация урока истории означает также повышение внимания к историческим личностям. Социально- психологические портреты, политические и интеллектуальные биографии должны стать важными элементами современного урока истории.

Гуманизм истории как наука в значительной степени определяется тем, что она способна формировать представления о непреходящем значении общечеловеческих ценностей.

Гуманизация истории – это обращение ее к личности ученика, удовлетворение его познавательных, нравственных мировоззренческих запросов. Требуется, чтобы урок истории был интересным, художественным и эмоциональным, он должен учить думать и сопереживать.

В этом и заключается особенность урока истории по ФГОС.

Особенность урока обществознания  по ФГОС состоит  в  том, чтобы средствами  учебного предмета активно содействовать:

  • воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
  • развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте, повышению уровне ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин, формированию способности  к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
  • формированию у учащихся  целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  • овладению учащимися умению получать из разнообразных источников  и критически  анализировать полученные данные; освоению ими  способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
  • формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных  отношений, включая отношения между людьми различных  национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской  Федерации  от 17.12.2010 года № 1897) –М.:Просвещение,2011
  2. Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. – М. «Просвещение»,2012
  3. Методические рекомендации о преподавании предмета «Обществознание» в 2015-2016 году/материалы подготовлены Шевченко С.В. ст. преподаватель кафедры социального образования ГОУ ДПО  (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. — С-Пб, 2015
  4. Методические рекомендации о преподавании предмета «Обществознание» в 2015-2016 году/материалы подготовлены Журавлевой О.Н. зав. кафедрой  социального образования ГОУ ДПО  (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. — С-Пб, 2015
  5. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. -М. «Просвещение»,2011
  6. Хабарова В.В. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [электронный ресурс] // http://sukhodol-sch1.ucoz.ru/metod_kop_doc/metod_nedelya/Habarova.pdf
  7. Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС. // Справочник заместителя директора школы, №10, 2012 г.http://gymnasium43.ucoz.ru/obraz_process/doclad.pdf

Источник: https://www.uchportal.ru/publ/24-1-0-7082

Читайте также:

Информационно-коммуникационные технологии в обучении истории и обществознания в условиях реализации требований ФГОС

Формирование мыслительных умений и навыков на уроках истории и обществознания в условиях введения ФГОС

Активизации познавательной деятельности на уроках истории

Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов

6 способов готовиться к экзамену по истории и обществознанию в каникулы легко и непринуждённо

Рабочие программы

Рабочие программы по истории

  • История 5 класс
  • История 6 класс
  • История 7 класс
  • История адаптированная рабочая программа 7 класс
  • История 8класс
  • История адаптированная рабочая программа 8 класс
  • История 9 класс
  • История 10 класс
  • История 11 класс

Рабочая программа по обществознанию

  • Обществознание 6 класс
  • Обществознание 7 класс
  • Обществознание 8 класс
  • Обществознание адаптивное обучение 8 класс
  • Обществознание 9 класс
  • Обществознание электив 9 класс
  • Обществознание 10 класс
  • Обществознание 11 класс
Методическая работа

Методическая работа по истории

5 класс

7 класс

6 класс

Методическая работа по обществознанию

8 класс

Карточки для работы по методики Ривина

Полезные ссылки

Описание ресурса

Адрес

Электронные библиотеки

INFOLIO. Университетская электронная библиотека

http://www.infoliolib.info/

Библиотека электронных ресурсов истфака МГУ

http://www.hist.msu.ru/ER/index.html

Библиотека философского портала

http://www.philosophy.ru

Социально-гуманитарное и политологическое образование

http://humanities.edu.ru/

Библиотека портала «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

http://window.edu.ru/window/library?p_rubr=2.2.73

Библиотека Машкова. Крупнейшая русскоязычная электронная библиотека. Художественная литература. Литература по истории, философии, социологии.

http://lib.ru/

Библиотека Гумер. Библиотека книг по гуманитарным наукам

http://www.gumer.info/

Виртуальная библиотека кафедры политических наук РУДН

http://stepanov01.narod.ru/library/catalog.htm

Электронная библиотека учебной литературы

http://www.alleng.ru/

Ресурсы по истории

Всемирная история в лицах

www.rulers.narod.ru

Вторая мировая война

www.1939-1945.net

Военная история

http://militera.lib.ru

Правители России

http://www.praviteli.org/

Хронос. Коллекция ресурсов по истории. Подробные биографии, документы, статьи, карты.

http://www.hrono.info/biograf/index.php

Энциклопедии Кирилла и Мефодия

http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp

Учебник по истории России ХХ в.

www.history.ru

Интернет-проект «1812 год»

http://www.museum.ru/museum/1812/index.html

Сайт, посвященный декабристам

http://decemb.hobby.ru/

Сайт с подборкой материалов по истории России: документы, таблицы, карты, ссылки

http://lants.tellur.ru/history/

Материалы по истории Древней Руси и Российской империи

http://rus-hist.on.ufanet.ru/

Хрестоматия по истории государства и права России на сайте «Всё право»

http://www.allpravo.ru

Коллекция материалов по истории Великой Французской революции

http://larevolution.ru/

Сайт по истории США

http://usa-history.ru/

Сайт по истории Великобритании

http://brude.narod.ru/

Ресурсы по обществознанию, экономике и праву

Сайт «Конституция Российской Федерации»

http://www.constitution.ru/

Международные документы по правам человека на сайте «Права человека в России»

http://www.hro.org

Конституция, кодексы и законы Российской Федерации

http://www.gdezakon.ru/

Правовая база данных «Гарант»

http://www.garant.ru

Правовая база данных «Консультант-Плюс»

http://www.consultant.ru

Портал федеральных органов государственной власти РФ. Сайт Президента РФ, Правительства, Совета Федерации, Государственной Думы, ЦИК, высших органов судебной власти

www.gov.ru

«Президент России – гражданам школьного возраста» — сайт, где можно найти ответы на вопросы о президенте, конституции, государственных символах и о многом другом. Сайт можно просматривать в двух режимах – flash (с м/ф) и html (без м/ф)

http://www.uznay-prezidenta.ru/

Сайт министерства образования и науки Российской Федерации

www.mon.gov.ru

Сайт для тех, кто заинтересован в развитии демократии в России. В разделе «Хочу все знать» можно найти ответы на вопросы о государственном устройстве, о роли закона, о процессе создания законов и их применения, о способах разрешения возможных споров, а также проверить свое знание основ демократии.

http://www.democracy.ru

Сайт Фонда «Сивитас». Коллекция документов, разработки уроков, гранты и конкурсы

http://www.civitas-russia.ru/resource/

На этом сайте вы можете познакомиться с символикой нашего государства, — в краткой и полной версии, — узнать об истории создания символов, послушать гимны России. Представлена отдельная детская страничка.

http://www.rossimvolika.ru/http://danur-w.narod.ru/

Методический материал для педагогов и информация для учеников по обществознанию. Теоретические вопросы и практикум по обществознанию для учащихся 8-11 классов средней общеобразовательной школы. Экзаменационные билеты. Учебная программа «Технология интеллектуальной деятельности».

http://danur-w.narod.ru/

М.А. Сторчевой. Основы экономики. Электронная версия учебника по вводному курсу экономики. Аннотация. Содержание по главам.

http://be.economicus.ru/

Сайт Всероссийского Центра изучения общественного мнения

http://www.wciom.ru

Левада – Центр. Крупейший неправительственный центр изучения общественного мнения

http://www.levada.ru

Методические ресурсы

Компьютер на уроках истории, обществознания и права

http://lesson-history.narod.ru

Методические материалы сайта Realpravo

http://realpravo.ru/library/?id=46

Сайт Всероссийских олимпиад

http://rusolymp.ru/

Ресурсы в помощь учителям истории, обществознания и права на сайте ТОИПКРО

http://edu.tomsk.ru/13.html?title=7

Интернет-школа «Просвещение.ru»

http://www.internet-school.ru/

Портал информационной поддержки ЕГЭ

http://ege.edu.ru/

Виртуальные профессиональные сообщества

Интернет-сообщество учителей истории и обществознания

http://it-n.ru/board.aspx?cat_no=2715&BoardId=2718&tmpl=Themes

Клуб учителей истории

http://www.proshkolu.ru/club/historians

Клуб учителей права

http://www.proshkolu.ru/club/law

Профессиональная периодика (сайты периодических изданий)

Учительская газета

http://www.ug.ru

Преподавание истории в школе

http://pish.ru/

Вестник образования

http://www.vestnik.edu.ru/

Журнал «Директор школы»

http://www.direktor.ru/

Газета «Поиск»

http://www.poisknews.ru/

Объединение педагогических изданий «1 сентября»

http://www.1september.ru/

Обратная связь

Для Вас ребята!!!

Памятки

Памятка для анализа явлений общественной жизни.                             

  1. Каковы причины данного явления?

  2. В чём состоят его характерные черты и особенности?
  3. Каковы его последствия и значение?
  4. Закономерно ли данное явление:

а) повторяется ли подобное явление в общественной жизни?
б) Какие причины сделали данное явление при сложившихся условиях неизбежным?
в) Какие из известных вам законов (закономерностей) отразились в данном явлении.

Схема изучения революции.                                               

  1. Причины и предпосылки (объективные и субъективные) революции.
  2. Её главные задачи (характер революции).
  3. Движущие силы и руководители революции.
  4. Ход революционной борьбы и её основные этапы.
  5. Причины победы или поражения революции.
  6. Её последствия и историческое значение.

Как работать с параграфом учебника.                              

  1. Прочитай весь  §, составь целостное представление об описанных в нём событиях, явлениях. Внимательно рассмотри карты, схемы, другие иллюстрации.
  2. Обрати особое внимание на выделенные в учебнике факты, выводы, идеи.
  3. Составь развёрнутый план – он облегчит подготовку домашнего задания.
  4. Постарайся связать с материалом § то, что увидел или услышал на уроке, что записал в тетради. Вспомни, что ты читал по изучаемой теме, что видел в музее, в кинофильмах.
  5. Иногда необходимо просмотреть §§, изученные ранее.
  6. Если что-то кажется непонятным или какой-то вопрос заинтересовал тебя, обратись к словарю, энциклопедии.
  7. Проверь, знаешь ли ты материал темы, перескажи его, сначала пользуясь планом, потом и без него. Подготовить ответы на вопросы и задания, которые помещены в конце §. Выполнить задания, предложенные учителем.

Характеристика крестьянских восстаний.              

  1. Причины восстания.
  2. Движущие силы восстания.
  3. Цели, требования восставших.
  4. Районы восстания.
  5. Ход восстания, его основные этапы.
  6. Итоги восстания и его значение.

Памятка для работы над докладом, сообщением.                

  1. Прочитай материал учебника по заданной теме.
  2. Составь план своего рассказа.
  3. Подбери литературу по данной теме.
  4. Привлеки наглядный материал, используй в докладе иллюстрации, репродукции с картин, кадры фильмов и т.д.
  5. Подумай над выводами, соответствуют ли они приведённым фактам, не шире, не уже их.
  6. Перед началом доклада напиши на доске план, назови литературу, которой пользовался, начерти, если нужно, диаграмму, таблицу.
  7. Во время выступления следи за правильностью речи.
  8. Не забывай обращаться к наглядным пособиям, но по существу доклада, не отвлекайся на пересказ их содержания.

Оценка устных ответов

Критерии оценки устных ответов учащихся на уроках истории и обществознания

Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну — две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.

Русь, Запад, Восток: 10 веков в одной таблице

Интерактивная карта по истории России

100 главных документов российской истории

Дата обновления страницы: 17.03.2021

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122